Применение последствий в процессе воспитания ребенка
Почему без наказаний воспитание становится эффективнее
Представьте себе такую ситуацию: ваш ребенок снова пришел домой позже, чем вы договаривались. Вы прикладывали усилия, чтобы объяснить ему важность возвращения вовремя, но он постоянно нарушает установленные правила. Вы старались показывать хороший пример, объяснять последствия его поступков, вводили ограничения – запрет на компьютерные игры и прогулки. Однако ничего из этого не помогло достичь положительного результата.
Эта ситуация знакома? Тогда стоит разобраться, чем отличается наказание от последствий за нежелательное поведение.
Что значат последствия за неправильное поведение?
Последствия — это результаты, к которым приводят наши решения и действия. Они могут быть положительными или отрицательными. Например, излишек пищи может вызвать дискомфорт в желудке. Быть добрым к другим часто возвращает доброту. Осознание последствий помогает нам учиться на опыте и улучшаться. Когда ребенок понимает, к чему приводят его действия, он осознает свои ошибки, учится принимать взвешенные решения и изменяет поведение. Показ последствий позволяет ребенку, не подвергая его наказанию, испытывать на себе результаты своих поступков.
Сравнение последствий и наказаний
Наказание передает ребенку сообщение: «Ты должен думать так, как я, и я принужу тебя к этому». Наказание не учитывает мнение и решения ребенка, даже если они ошибочны, и исходит из нашего страха и гнева. Мы заставляем ребенка поступать так, как ожидается, без любви и сочувствия. Такой подход не учит его ответственности и может разорвать связь между вами.
Напротив, понимание последствий помогает ребенку осознать свой выбор и учет возможных результатов. Цель родителей — помочь ребенку осознать последствия своих решений, поддерживая его право на собственные решения и выдерживая их последствия, даже если это сложно. Вместо наказывания вы сохраняете уважительное отношение и поддерживаете доверительные отношения с ребенком.
Практическое приложение
Рассмотрим пример: ваш сын-подросток не сообщает вам, где находится, оставаясь допоздна. В прошлом вы наказывали его, лишая мобильного телефона. Однако, этот метод не учит его приемлемому поведению. Вместо наказания, попросите сына объяснять, где он находится, когда задерживается. Объяснив последствия задержек, вы сможете постепенно доверять ему больше времени на улице, при условии, что он ответственно связывается с вами.
Если метод не приносит успеха
Метод воспитания посредством последствий работает только тогда, когда ребенок готов изменить свое поведение. Поведение ребенка зависит только от него самого. Возможно, что отсутствие мобильного телефона принесет ему неудобства, и это станет стимулом. Независимо от его выбора, ваша задача — показать последствия его поведения.
Если вы заметите, что метод не приносит результатов, не усложняйте последствия. Помните, что давление на ребенка — это не ваша цель. Цель в том, чтобы показать ребенку, что каждый поступок — как хороший, так и плохой — приводит к последствиям. Ребенок сам должен сделать выбор в пользу изменений.
Как объяснять ребенку последствия его поведения
- Уступите время для анализа. Прежде чем устанавливать последствия, проанализируйте ситуацию. Какая воспитательная цель важна?
- Будьте последовательны. Установите четкие последствия, которые помогают ребенку делать верные шаги. Продолжайте быть последовательными, даже если результаты не приходят сразу.
- Фокусируйтесь на задачах. Установите для ребенка реалистичные последствия. Решение за ребенком — как вести себя в данной ситуации и нести ответственность за выбор.
- Общайтесь по делу. Разговоры должны касаться фактов, а не эмоций. Не принимайте поведение ребенка на свой счет. Говорите только о последствиях его действий фактически.
- Придерживайтесь своих возможностей. Осознанное отсутствие давления создает пространство для взвешенных решений. Последствия, которые вы устанавливаете, естественным образом меняют поведение ребенка.
- Используйте "Я-сообщения". Говорите от своего имени, объясняя ребенку свои чувства, вместо того чтобы обвинять. Это повышает понимание.