Игрушки для детей: как выбрать лучшие и избежать ошибок

У каждого родителя есть свой особый подход к выбору игрушек для ребенка. Кто-то делает это спонтанно: по дороге с работы заходит в магазин и выбирает то, что понравилось. А для кого-то это долгий и кропотливый процесс. Однако все мамы и папы сходятся в одном: игрушка должна быть качественной, интересной и развивающей. О том, как не ошибиться с выбором и на какие критерии ориентироваться, рассказала кандидат педагогических наук, психолог-консультант высшей квалификационной категории Наталья Кий. Выбор игрушек – это важная задача, ведь именно через игры ребенок познает мир, развивает свои навыки и формирует личность. 

Неправильно подобранные игрушки могут не только не принести пользы, но и негативно повлиять на развитие ребенка, вызвать страх или агрессию. Поэтому родителям важно быть внимательными и осознанными в этом вопросе. 

Понимание функций, которые игрушка может выполнять, помогает сделать более взвешенный выбор. Например, сюжетно-ролевые игры развивают воображение, социальные навыки и умение решать проблемы. Конструкторы учат логическому мышлению, моторике и усидчивости. 

А музыкальные инструменты стимулируют творческое развитие и чувство ритма. Важно помнить, что игрушка – это не просто предмет для развлечения, а мощный инструмент обучения и развития.

 

Популярные игрушки: что выбрать и зачем?

Для начала давайте разберемся, какие игрушки сегодня очень популярны у дошкольников и младших школьников. И сразу определим, какие функции они выполняют и стоит ли их покупать.

Динозавры: Если это дорогая интерактивная игрушка (умеет ходить, рычать и т. д.) и ребенок не использует ее вне других игр, а просто наблюдает, нажимает на кнопки, то такого динозавра можно назвать бесполезным. Обычно дети играют в них два-три дня и бросают. Лучше всего, чтобы такие игрушки ребенок использовал в сюжетно-ролевых играх, и для этого совершенно необязательны интерактивные функции.

Киборги, Хагги-Вагги и игрушки со страшной мимикой: Не рекомендуются специалистами, так как могут вызвать страх у ребенка.

Тактильные игрушки (антистрессы): Мялка, сквиш, поп-ит, лизун помогают развивать моторику, тактильные ощущения. Однако следите за тем, чтобы они всегда были чистыми.

Конструкторы: Пластмассовые, деревянные, магнитные полезны для детей, развивают моторику, воображение, усидчивость. Предпочтение стоит отдавать деревянным и пластмассовым конструкторам, которые обучали бы ребенка ручному труду. Важно также покупать их по возрасту, чтобы ребенок не проглотил мелкие детали. Особое внимание обратите на магнитный конструктор, его не рекомендуют приобретать детям младше 6–7 лет.

Треки с машинками: Очень популярны у мальчиков, приносят пользу, поскольку в них можно играть в социальные игры.

Кукольные домики и наборы фигурок: Животных, динозавров, супергероев (положительных), солдатиков и т. д. – все это способствует развитию воображения и ролевых игр.

Физические и химические эксперименты: Отличная игрушка! Но важно правильно подбирать их по возрасту, чтобы ребенок не мог травмироваться.

Музыкальные имитаторы с реальными звуками: Могут быть очень полезными. Но только в том случае, если они не передают искаженные звуки.

Заводные животные на поводках: В целом ничего плохого в этих игрушках нет, однако не стоит ожидать, что ребенок научится ухаживать за настоящим животным, поскольку при игре он не будет чувствовать ответственности за живое существо.

 

Рекомендации специалистов

Московский городской центр психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки МГППУ рекомендует приобретать:

Приобретать игрушки лучше в специализированных магазинах, у продавцов, которые могут предоставить все необходимые сертификаты.

Отлично, если на коробке будут значок Центра игры и игрушки и надпись «Рекомендована психологами».

 

Как превратить даже "бесполезную" игрушку в полезную?

Даже те игрушки, которые, по мнению специалистов, не имеют развивающих свойств, при грамотном подходе могут стать полезными для ребенка. Так, интерактивные игрушки — копии реальных животных — лучше использовать как элемент игры, а не как самостоятельную игрушку. Например, она может стать частью ролевой игры или спектакля.

Переизбыток игрушек: проблема и решение

Изобилие игрушек дезориентирует и иногда даже невротизирует ребенка, перенасыщает пространство сенсорными раздражителями, снижает потенциал полезных игрушек, формирует небрежность в отношении к вещам и людям, отсутствие привязанности. Если игрушек у ребенка слишком много, прячьте часть из них и периодически меняйте игрушки на спрятанные. 

Очень важно, чтобы у ребенка были одна-две любимые игрушки.

Минимальный набор игрушек для развития

Приведем пример мини-набора игрушек, которые должны быть у ребенка:

Книги

Кукла

Игрушка-животное

Конструктор

Набор для ролевой игры

Набор для групповой игры

Краски и наборы для творчества

Эксперименты

Военная, спортивная игрушка

Игрушка для улицы

 

Раздельный подход: игрушки для мальчиков и девочек

Для мальчиков: это кукла без идентификации пола, куклы-мальчики, деловые куклы мужских профессий, луки, мечи, доспехи, наборы солдатиков и военной техники, аксессуары для ролевых игр в полицию, ковбоев, моряков и т. д.

Для девочек: это куклы-малыши с одеждой и аксессуарами, куклы-девочки с комплектом одежды и аксессуарами, кухонное оборудование, наборы для сюжетно-ролевых игр в доктора, парикмахерскую и школу. Очень важно, чтобы родители играли в подобные игры вместе с детьми.

 

Правила взаимодействия с игрушками

Не стоит отдавать без согласия ребенка его старые игрушки, наводить порядок в игровом уголке без его участия или согласия, выбрасывать сломанные игрушки на глазах у ребенка.

Обязательно позволяйте ребенку делиться своими игрушками с другими. Даже несмотря на то, что игрушка дорогая, и вам ее может быть жалко. Это собственность ребенка, и вы ее подарили.

Точно так же малыш имеет право не давать свои игрушки другим, ни в коем случае не нужно его заставлять делиться.

Ребенок может и обменять свою игрушку на другую, однако важно, чтобы обмен был равноценным.

 

Совместные игры и традиции

Вместе распаковывайте новую игрушку из магазина и поиграйте, покажите ее возможности. Приучайте ребенка играть с другими детьми, пусть он принимает участие в коллективных играх. Обязательно придумайте семейную игру, которая в дальнейшем может стать традицией. Очень часто такими играми становятся популярные настольные игры.

Важно, чтобы родитель не инициировал игры всегда, постоянно: вы можете предложить поиграть, но главным «двигателем» должен быть именно ребенок.

Для начала обеспечьте больному ребенку комфортную среду: уберите из комнаты яркие, шумные игрушки и оставьте три-четыре небольшие игрушки спокойных тонов. Смастерите низкий столик с бортиками для игрушек и приемов пищи. Обязательно положите в кровать ребенку его любимую мягкую игрушку. Поиграйте с малышом в игры, поднимающие настроение, помогающие переносить возможные болезненные процедуры (уколы и пр.). 

Например, игра, при которой игрушка собирает слезки и выбрасывает в окно, говорит ласковые слова, терпит боль вместе с малышом.

 

Цифровая среда: баланс и безопасность

Конечно, одни из самых популярных игрушек у всех детей сегодня — это гаджеты и компьютеры. Полностью оградить ребенка от них невозможно, да и не нужно. Поэтому важно сформировать правильное отношение к ним. Специалисты рекомендуют начать знакомить ребенка с компьютером с 5–6 лет. И первое, чему мы должны научить, — это безопасность. Важно поставить на гаджет и компьютер необходимый антивирус, родительский контроль и обучить ребенка цифровой гигиене и поведению в Сети.

Покажите все возможности компьютера, расскажите, что можно не только играть, но и позвонить, написать сообщение, смонтировать видео, нарисовать открытку и т. д. Выбирайте красочные развивающие игры с хорошей анимацией. Это может быть квест, головоломка, «песочница», гонки. Не скачивайте никаких страшных игр (шутеров, РПГ, хорроров). Также ориентируйтесь на то, какие знания ребенок приобретет в процессе: игра должна учить чему-то доброму, иметь как положительных, так и отрицательных персонажей и т. д.

Самое главное, что должны сделать родители, кроме формирования безопасного пользования компьютером, — это научить ребенка относиться к гаджету как к полезной вещи, а не как к другу. У ребенка не должно быть эмоциональной привязанности к компьютеру.

Выбирая игрушку для ребенка, ориентируйтесь прежде всего на качество и полезные функции. Конечно, не все игрушки должны обязательно развивать и учить чему-то, многие из них просто развлекают, и это тоже важно. Однако ни в коем случае не приобретайте игры и игрушки, которые могут напугать, научить чему-то плохому, даже если они сейчас очень популярные и модные. Всегда можно найти подходящую альтернативу. 

Помните, что игра – это важная часть детства, которая формирует личность ребенка, развивает его навыки и способности. Подходите к выбору игрушек осознанно, учитывайте возраст, интересы и потребности вашего малыша, и тогда игры принесут ему только радость и пользу! Создайте для своего ребенка безопасный и стимулирующий игровой мир, полный интересных открытий и возможностей для развития. И самое главное – играйте вместе с ним!

 Ведь совместные игры – это не только весело, но и прекрасный способ укрепить связь между родителями и детьми.