Как быть в курсе онлайн-жизни подростка, не нарушая границы?
Быть в курсе онлайн-жизни подростка становится обязанностью каждого современного родителя. Это связано с тем, что родитель в соответствии с законодательством обеспечивает полноценное развитие своего ребенка, удовлетворение его базовых потребностей, в том числе связанных с безопасностью. Об этапах изучения «цифровой жизни» детей более подробно рассказывает Дмитрий Деулин, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета «Экстремальная психология» МГППУ. Чтобы понимать степень опасности, которая существует в сети «Интернет» для несовершеннолетнего, достаточно ознакомиться с показателями криминальной активности в информационно-телекоммуникационной сфере. Согласно статистической отчетности МВД России, только за первые два месяца 2025 года в нашей стране зарегистрировано 116,8 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, что на 1,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В общем числе зарегистрированных преступлений их удельный вес увеличился с 37,3% в январе — феврале 2024 года до 38,0%. Больше половины таких преступлений (52,5%) относится к категориям тяжких и особо тяжких (61,3 тыс.; +10,8%), четыре преступления из пяти (87%) совершаются с использованием сети «Интернет» (101,6 тыс.; +9,8%), более трети (38,4%) — с использованием средств мобильной связи (44,9 тыс.; –15,1%). Таким образом, каждый год мы наблюдаем значительную «миграцию» криминала в интернет-пространство. Поэтому в какой-то степени, когда есть серьезные подозрения в наличии факторов, представляющих угрозу для безопасности ребенка, его психического и физического здоровья, родитель не должен стеснять себя беспокойством о возможных чувствах ребенка из-за контроля его «цифрового следа» и даже посягательств на его частную жизнь. Возможные негативные последствия от неконтролируемого пребывания ребенка в Сети могут быть гораздо более опасными, чем от незначительного, но оправданного нарушения цифровой конфиденциальности ребенка.
С каждым годом возрастает проблема безопасного использования интернет-ресурсов, разрабатываются новые требования к «экологичности» цифровой среды. Сегодня мы говорим об ответственном родительстве. Такой родитель не должен передавать воспитание на «аутсорсинг» интернету.
А наоборот — являться наставником по обучению подростка принципам онлайн-навигации.
Не будем останавливаться на тех угрозах и рисках, которые существуют в сети «Интернет» для несовершеннолетних как наиболее уязвимой категории пользователей в силу их психической незрелости, отсутствия критичности мышления, недостатка знаний и опыта, чрезмерного любопытства, сниженной чувствительности к риску и т. д. По этой проблеме существует много материалов.
А эта статья о том, как помочь родителю установить такие отношения с ребенком, чтобы они основывались на самом главном — на взаимном доверии друг к другу.
Построение Доверительных Отношений: Первый Шаг
Только через доверительные отношения ребенок может проявить откровенность в вопросах, связанных с онлайн-активностью. Юлия Гиппенрейтер в своих книгах, посвященных воспитанию детей, рекомендует следить за успешным удовлетворением их потребностей. Саморазвитие ребенка является ключевым моментом, поэтому его самостоятельные действия обеспечивают собственный рост.
Всем детям, по мнению Ю. Гиппенрейтер, от природы свойственно стремление к познанию, самосохранению, общению, росту и развитию, положительной самооценке, к свободе и самоопределению.
Конечно, принимая психологическую аксиому о недопустимости нарушения свободы действий ребенка, мы должны тем не менее беспокоиться о том, чтобы такие действия отвечали требованиям безопасности. Иначе восхищение от достижений ребенка сменится на крайне негативные эмоции.
Этапы Изучения Цифровой Жизни Ребенка
Изучение «цифровой жизни» ребенка может включать несколько этапов:
Первый этап: Поддержка и Доверительные Отношения. Родитель в свободной и непринужденной форме должен выяснить степень осведомленности ребенка относительно правил безопасного использования интернета. Подойдут разговоры на проблемные темы, примеры из средств массовой информации. Важно услышать мнение ребенка в этой беседе, совместно с ним принять участие в интернет-сессиях. Необходимо больше опираться на навигацию ребенка, чтобы аккуратно выявить его цифровые предпочтения и интересы.
Второй этап: Техническая Поддержка и Безопасная Киберсреда. Родитель обеспечивает максимально безопасную киберсреду для ребенка в его смартфоне (родительский контроль, настройки приватности).
Третий этап: Отработка Действий в Случае Опасности. Родитель может предложить ребенку в игровой форме отработать потенциальные угрозы, например, поиграть в «телефонного мошенника и жертву», меняясь ролями. Важно убедиться в сформированном "психологическом иммунитете" к угрозам.
Четвертый этап (Дополнительный): Мониторинг Онлайн-Активности. Если есть сомнения в способности ребенка к самостоятельной защите, родитель может создать фиктивный профиль в социальной сети и наблюдать за его взаимодействиями. Это не признак недоверия, а проявление обоснованной заботы о безопасности.
Важные Советы для Родителей
Будьте открытыми к общению: Создайте атмосферу доверия, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, рассказывая вам о своих онлайн-переживаниях.
Обучайте критическому мышлению: Помогите ребенку научиться отличать достоверную информацию от фейков и понимать мотивы людей в интернете.
Установите правила использования интернета: Определите время, которое ребенок может проводить онлайн, какие сайты ему разрешено посещать, и что делать в случае столкновения с опасным контентом или людьми.
Будьте примером для подражания: Соблюдайте те же правила, которые устанавливаете для своего ребенка, и демонстрируйте ответственное использование интернета.
Не стесняйтесь обращаться за помощью: Если у вас возникли вопросы или опасения по поводу онлайн-безопасности вашего ребенка, обратитесь к психологу, специалисту по кибербезопасности или в службу поддержки интернет-провайдера.
Современный мир диктует новые правила воспитания и требует от родителей постоянного обучения и адаптации. Важно помнить, что контроль за онлайн-активностью подростка – это не только вопрос безопасности, но и возможность укрепить доверительные отношения с ребенком. Начните с открытого диалога, установите четкие границы и будьте готовы поддерживать своего ребенка в его цифровом путешествии.
Помните, что ваша задача — не оградить его от всех опасностей, а научить безопасному и осознанному использованию интернета. Постоянное общение, взаимное уважение и доверие – вот ключ к успешному воспитанию ребенка в эпоху цифровых технологий.
Не бойтесь задавать вопросы, проявлять интерес к онлайн-жизни вашего подростка и вместе искать решения возникающих проблем. Ведь именно ваша поддержка и понимание помогут ему вырасти уверенным, ответственным и счастливым человеком.